Шпоргалка для продукт менеджера

Продукт менеджер —  не однозначная фигура в структуре любой компании.

Он носитель «сокровенных и тайных» знаний о продукте, и только он может реализовать то, что придумал и к чему его призывает руководство.

Продавцов из отдела продаж нужно влюбить в продукт, дать им все возможные инструменты  для продвижения продукта и наладить все бизнес процессы в компании таким образом, чтоб продукту это было во благо. 

С другой стороны необходимо собирать информацию из вне для своевременной коррекции стратегии и тактики продвижения продукта.

А ещё использовать все доступные каналы коммуникации с покупателем продукта, при этому соблюдая сбалансированное использование промо бюджета.

Эти уникальные люди, сочетающие в себе множество знаний, умений, навыков, а так же обладающие определёнными психологическими характеристиками для одних сотрудников компании остаются загадкой, и примером того, на какую работу не стоит соглашаться, а для других — примером того, каким можно стать и карьерным ориентиром.

Как выходец из маркетинга скажу, что «бывших продукт менеджеров не бывает», настоящего маркетолога не спутаешь, не зависимо от должности, которую он сейчас занимает: глава представительства, маркетинг директор, бизнес юнит менеджер, руководитель отдела маркетинга…

Сейчас компании часто заказывают нашему агентству поиск продукт менеджера.

Мы видим огромное количество кандидатов на должность продукт менеджера. Среди них есть опытные сотрудники с длительным стажем работы, есть начинающие продукт менеджеры, а есть много молодых, амбициозных сотрудников, которым нравиться «романтика» маркетинга и карьерный рост.

Такие кандидаты видели только внешнюю сторону работы продукт менеджера с «полем», находясь на позиции медицинского представителя, КАМа или регионального менеджера. 

Понимая, что фармацевтический рынок, и не только, возобновил свой рост, и мы будем искать как опытных кандидатов, так и без опыта работы, ниже мы приводим стандартные вопросы, которые могут быть заданы кандидату, претендующему на вакансию продукт менеджер.

Перечень вопросов для кандидатов на вакансию «Продукт менеджер»

 

Раздел “Общие знания маркетинга”.

  1. Как Вы понимаете термин «позиционирование продукта»?
  2. Как Вы понимаете термин сегментирование рынка?
  3. Что такое маркетинг микс.
  4. Что такое 4Р продукта. Для чего они нужны? 
  5. Что такое бренд? В чём разница между оригинальным препаратом, дженериком и брендом?
  6. Какие принципы формирования цены Вы знаете.
  7. Если вы выводите на рынок продукт в сегмент, в котором уже есть лидер, какие варианты цены Вы можете предложить.
  8. Какие стратегии продвижения продукта Вы знаете? Что такое стратегия push и Pull стратегия?

Раздел “Аналитика”.

  1. Что такое SWOT анализ? ( Strangers, Weakness, Opportunity, Threatening – Сильные, Слабые стороны, Возможности, Угрозы ) Для чего он нужен, как проводится? Приведитепримеры из собственного опыта.
  2. Что такое PEST/PESTLE анализ? (Political, Economic, Social, Technology ) Для чего он нужен. Приведите примеры из своей практики.
  3. Какие ещё виды анализа Вы применяли.
  4. Что такое матрица Бостонской консалтинговой группы? Для чего она и вообще какие матрицы бывают?
  5. Какие аналитические системы существуют на рынке Украины, с какими работали?
  6. Как методы расчёта ёмкости рынка существуют?
  7. Что такое Patients flow?

Раздел “Продвижение”.

  1. Что такое логотип продукта?
  2. Что такое ключевое сообщение, для чего оно необходимо?
  3. Работали ли Вы с портфелем брендов? Что такое линейка брендов? Зонтичный бренд? Флагманская модель (продукт).

Раздел “Современные маркетинговые инструменты”.

  1. Как вы понимаете понятие Digital Marketing? Какие каналы используются.
  2. Какие цели можно достигнуть с помощью Digital Marketing?
  3. Как перевести покупателя с помощью Digital Marketing из онлайна в офлайн (привести из сети в точку продажи продукта) ?
  4. Функция сайта в маркетинге? Какие бывают сайты.
  5. Виды рекламы в интернете: Банерная, контекстная, какая есть ещё…
  6. Какие приложения для настройки рекламных компаний существуют? Например Google AdWords…
  7. Какие аналитические приложения существуют? Например Google Analytics…
  8. Что такое лендинг пейдж? Её роль в продажах.
  9. Функция социальных сетей, групп, страниц. Разница Facebook, ВКонтакте, Однокласники, YouTube, Instagram, Twitter, Telegram, Viber, Whats App…
  10. Роль поисковых систем и их рекламных предложений в продажах товаров и услуг.
  11. Что такое CRM? Customer Relationship Management — Система управления взаимоотношениями с клиентами.
  12. Что такое CLM (Clouse Loop Marketing) – маркетинг замкнутой петли?

Раздел “Mаркетинг план”.

  1. Что такое маркетинг план, из каких частей он состоит? (У всех по разному, но обязательно ценовой анализ, анализ конкурентов, позиционирование бренда и сегментирование рынка, анализ рыночных сегментов, план мероприятий по работе с ЦА, план промо бюджета, план затрат на внешнюю службу, план продаж, прирост, анализ прибыль/затраты (P&L), для лончей — ROI (Return on investments).
  2. Что такое промо бюджет? Из каких статей он формируется?
  3. Какая доля бюджета на промоцию обычно может быть выделена?
  4. При помощи каких механизмов маркетинга Вам удавалось переключить потребителя на Ваш продукт с продукта конкурента?
  5. Что такое лонч план?

Раздел «Работа с внешней службой и стейк холдерами».

  1. Как рассчитать необходимое количество медицинских представителей?

Что такое кривая распределения?

  1. Что такое внешняя служба sales force? Какова задача продукт менеджера при работе с ним? Что необходимо делать продакту (Вы делали) для sales force?
  2. Что такое Кампейн бук? Вижуалейд?
  3. Для чего пишется цикловое руководство?
  4. Выступали ли Вы на цикловых митингах? Что именно раcсказывали Sales force?
  5. Какие мероприятия может/обязан проводить и контролировать продукт менеджер?
  6. Кто такой opinion leader? Какие задачи они выполняют? Работали ли Вы с opinion leaders?
  7. Кого из opinion leaders Вы знаете и работали по своему продуктовому портфелю?

Раздел «Планирование производства»

  1. Занимались ли Вы планированием производства продуктов? Что такое серия или партия? Как рассчитать серию продукта?
  2. Что такое forecasting? Для чего он необходим?

Раздел «Личный опыт»

Расскажите удачные примеры из вашего опыта: создания продукта, выведения на рынок, лонча.

Вы спросите: «Где найти ответы на эти и другие вопросы, которые могут возникнуть при собеседовании на вакансию продукт менеджера?»

Мой ответ простой: «Имея вопросы легче найти ответы и подготовиться, потому что ты знаешь, о чём тебя могут спросить».